Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Педагогическая информация » Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в совместной взросло-детской деятельности » Особенности совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у старших дошкольников

Страница 3

В ФГТ содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивная. {LINKS}

Именно эта деятельность наполняет своим содержанием (наряду с созданием предметно-развивающей среды) третью форму - самостоятельную деятельность в свободное время, обеспечивая тем самым условия для развития способностей к творческому самовыражению для кооперации с равными, для свободного упражнения в способах действия и умениях, замысливания и реализации собственных задач.

Выбор форм организации совместной взросло-детской деятельности как средства формирования коммуникативных умений обусловлен становлением у дошкольника внеситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - личностной со взрослыми.

Это позволяет нам отвлечься от конкретной предметной деятельности и обратиться непосредственно к партнеру: «Основная магистраль формирования товарищеских связей с ровесниками - становление субъектного отношения к ним, то есть умения видеть в них равную себе личность, человека с теми же чувствами и мыслями и постоянную готовность действовать на благо товарища, задумываясь о своих собственных интересах только во вторую очередь».

Партнер-Партнерские отношение-, пишет Е.С. Клецина,- это отношения равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью

«Организация партнерства, сотрудничества сформирует устойчивую систему ценностей ребенка, выступающих в качестве внутренних духовных регуляторов его поведения в любых ситуациях, сделает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие родителей и малыша, будет способствовать успешной социализации личности дошкольника, даст возможность реализовать личностно-ориентированного подхода к воспитаннику, а также обеспечить совершенствование профессиональной компетентности педагога».

Однако, совместная взросло-детская деятельность достаточно сложна по своей структуре и также предполагает участие взрослого и ребенка в разнообразных ролевых позициях.

В современном обществе, отмечается В. Кудрявцевым , существует три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры.

Первый тип построен на инструктивно-исполнительских началах:

Взрослый

- носитель социально заданной суммы ЗУНов, он знает всю программу деятельности ребенка, стремится предупредить возможные отклонения от нее.

Ребенок

- исполнитель образцов, данных взрослым путем контролирования и подражания.

Характер взаимодействия

- ребенок должен смотреть на мир глазами взрослого, «делать как он», усваивать содержание, ограниченное пределами локального опыта авторитарного взрослого. Между ними не устанавливается общности, а скорее происходит «подравнивание» ребенка под взрослого.

Второй тип построен на имитации поиска и принятия решения:

Взрослый

- носитель ЗУНов, приобретающий квазипроблемный облик, вырабатывает у ребенка способность к овладению сугубо рациональным составом деятельности по решению задач, наталкивая на те способы решения, которые сам знает.

Ребенок

- решает различного рода проблемные задачи.

Характер взаимодействия

- между ребенком и взрослым хотя и не возникает постоянного общения, однако возможно формирование способностей ребенка, в том числе и творческих.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Кадровое обеспечение образовательного процесса
Кадровое обеспечение образовательного процесса (по стажу и образованию) Показатели Кол-во % к общему количеству педагогов Всего педагогов 75 100,0 Педагоги, имеющие образование: 75 100,0 Среднее специальное, всего 17 20,2 в т.ч. педагогическое 3 3,6 Незаконченное высшее, всего 10 11,9 в т.ч. педаго ...

Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи
Формирование регулирующей функции речи определяет возникновение у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их. Регулирующая функция речи является важным фактором развития произвольного поведения. Словесная регуляция деятельности и поведения может осущес ...

Компенсация слепоты
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Возможность компенсации дефекта, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru