Принципы синергетики и проблема управления образованием

Педагогическая информация » Эволюционные теории управления в образовании » Принципы синергетики и проблема управления образованием

Страница 2

Динамическая иерархичность (эмерджентность). Основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, т.е. на одном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мегауровня приводит к бифуркации, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке его структуры. В точке бифуркации коллективные переменные, параметры порядка макро-уровня возвращают свои степени свободы в хаос микроуровня, растворяясь в нем. Затем в непосредственном процессе взаимодействия мега – и микроуровней рождаются новые параметры порядка обновленного макроуровня. Именно здесь происходит эволюционный отбор альтернатив развития макроуровня. Это ключевой принцип синергетики. В образовательных пространствах он описывает инновационные механизмы и явления смены доминант, рождение коллективных инициатив и новых образовательных программ и т.д.

Наблюдаемость. В синергетике это относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначально ожидаемому результату. Целостное описание иерархической системы складывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней, подобно тому, как общая карта области сшивается из мозаики карт районов.

В рассматриваемом случае речь идет о коммуникации наблюдателей-акторов из различных образовательных пространств, из различных образовательных учреждений. Фактическая задача здесь сформировать обогащенное, динамичное образовательное пространство, лишенное коммуникативных разрывов, адаптивное к социальным потребностям общества и региона, осуществляющее преемственность и согласованность в процессах непрерывного образования. Синергетика дает возможность не навязать, а вырастить такое пространство. Несмотря на то, что управление идет сверху вниз, но инновационные потоки идут снизу вверх, осуществляя адаптацию целостной системы к социальным изменениям. Управляющая вертикаль должна лишь поощрять и отбирать здоровые инновационные формы.

Страницы: 1 2 

Великая педагогика:

Организация экспериментальной работы по формированию познавательной активности учащихся при помощи метода проектов
В процессе исследовательской деятельности нами был проведен эксперимент в МОУ №14 «Зеленый шум» в 7 «Б» классе, цель которого – установить, способствует ли организация процесса обучения на основе использования метода проектов обучению иноязычному общению. Как известно, успех в обучении английскому ...

Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики
В процессе осуществления преобразований с области образования, которые неминуемы в силу изменения экономический условий в Республике, возник ряд трудностей, среди которых исследователи выделяют: Снижения качества учебных сред на всех уровнях образования, но особенно в области начального и среднего. ...

Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru