Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы

Педагогическая информация » Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы » Психолого-социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях школы

Страница 2

При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов у 87% семей составил ниже 30 баллов, что предполагает принадлежность детей к группе повышенного риска.

Ценностные ориентации – это сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, является составной частью системы отношений личности, определяющей общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина её – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. {LINKS}

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.

В нашем исследовании за основу изучения системы ценностных ориентаций детей группы риска, была взята методика исследования ценностных ориентаций зарубежного психолога М.Рокича. Она основана на ранжировании списка социальных ценностей на два класса:

терминальные - убеждения в том, что какая-то конкретная цель индивидуального существа стоит того, что бы к ней стремиться;

инструментальный – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуации.

Опросник содержит 18 терминальных ценностей и 18 инструментальных ценностей.

В ходе обработки результатов опроса выявляется ценность, которая является наиболее доминирующей в общей системе ценностных ориентаций личности, а также выделяются другие наиболее значимые ценности для индивида.

Для получения достоверных результатов применяемая методика рекомендует отвечать на вопросы опросника («да» или «нет») по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом.

Проанализировав ответы каждого респондента, можно представить общую картину, дающую представление о доминировании тех или иных ценностей в данной исследуемой группе.

Так, в результате проведённого нами исследования выяснилось, что из указанных выше ценностных ориентаций в опрошенной группе, ведущее место занимает та, смысл которой заключается в «приятном, необременительном времяпровождении, отсутствие обязанностей». Такой результат позволяет прийти к выводу о том, что у детей не сформированы жизненные цели, дети предоставлены сами себе. Кроме этого, наиболее важным ценностным ориентиром для респондентов также является приобретение ими рационализма, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения.

В результате опроса выяснилось, что большое внимание подростки уделяют своему внутреннему состоянию, и такая ценность, как «внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений» занимает в их жизни одну из ведущих позиций. Наравне с этим, не чуждым респондентам, оказалось «наличие хороших и верных друзей», определенное в списке значимых ценностных установок.

В ходе нашего исследования выяснилось, что забота о здоровье отнюдь не осознаётся респондентами, как приоритетная жизненная ценность. В системе ценностей - здоровье занимает одно из последних мест.

Применяемая нами методика изучения системы ценностных ориентаций позволила выявить следующую тенденцию.

Несмотря на то, что общение и коммуникативная сторона жизни для большинства респондентов имеет важное значение, но для большей части отвечавших на вопросы анкеты, проявление социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе и преобразование окружающей социальной среды не является важной жизненной ценностью и занимает одно из последних мест в ранге жизненно важных ориентиров.

Таким образом, на основании полученных результатов исследования, направленного на изучение системы ценностных ориентаций детей группы риска по методике М. Рокича, можно сделать следующие выводы.

Анализируя иерархию ценностей испытуемых, было обращено внимание на их группировку в содержательные блоки по разным основаниям. Так, выделили «конкретные» ценности 18 человек, «абстрактные» - 12, ценности профессиональной самореализации – 5, ценности личной жизни – 10 человек. Инструментальные ценности сгруппировались в «ценности дела» у 11 человек, индивидуалистические ценности у 21, конформистские ценности у 2, этические ценности у 1 человека. Анализируя результаты, не удалось уловить индивидуальную закономерность, поэтому можно сделать вывод: у респондентов несформированная система ценностей, а также причиной может быть неискренность ответов.

У подростков группы риска, проведенное исследование, позволило выявить психологические, социальные, педагогические проблемы. Данные проблемы требуют комплексного решения. На данном этапе возникла острая необходимость разработки программы по их решению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru